История кружева
История кружева неразрывно связана с эволюцией моды и красоты. Появившись в Средние века, оно изменялось вместе с нами, сохраняя при этом все свое изящество и воздушную красоту.
Кружево, плетеное на коклюшках, появилось в Италии, на рубеже XV и XVI веков. Мастерица накалывала узор на подушку и переплетала нити, придерживая их булавками. Первые кружева были тонкими полосками ажура с простым геометрическим узором. Но в моду вошли пышные дамы рубенсовского типа, и, чтобы подчеркнуть их щедрую красоту, потребовались объемные фижмы и воротники. Кружева стали шире, узоры – сложнее, а хлопковую или льняную нить заменили вставки из драгоценных металлов.
Портреты прекрасных итальянок произвели фурор при королевских дворах Европы. Вещи, украшенные драгоценным кружевом, немедленно стали признаком статуса и богатства. Они стоили баснословно дорого – а ведь на один плоеный воротник требовалось не менее пятнадцати метров редкой отделки! Поэтому собственные кружевницы появились во Фландрии, Франции, Англии и Германии, со временем потеснив итальянских мастериц с пьедестала почета.
В XVII веке мода на кружево продолжала набирать обороты. Редкой отделки требовалось все больше – и поэтому мастерицы открыли новый способ плетения – тюлевое кружево, шитое иглой, в котором элементы рисунка соединялись мелкой воздушной сеткой ручной работы. Так появились французские виды кружева «аржантан» и «алансон», и бельгийское «англеттер», с мелким цветочным орнаментом и рельефным узором. Чтобы придать им большую легкость, мастерицы выкладывали основной рисунок человеческим или конским волосом, а потом медленно оплетали его льняной, шелковой или хлопковой нитью.
В XVIII веке в моду вошли кружевные шали и пелерины – поэтому производство кружева упростили, нашивая аппликацию поверх тюлевой сетки. Это новшество сделало кружево более доступным, не только для аристократического, но и буржуазного сословия. А когда цветом свадебного платья окончательно стал белый, появились золотистые кружева «блонд», из хлопка, и более изысканное черное кружево «шантильи», без которого немыслим был вечерний наряд светской дамы.
К этому времени мода на европейское платье появилась в России – и центры кружевоплетения появились в Вологде, Рязани и Ельце. Русские мастерицы обогатили европейские мотивы, добавив к ним славянскую узорчатую вязь, и русское кружево ручной работы стало отдельным видом искусства, наряду со знаменитыми брюссельским, миланским и фламандским.
В XIX веке кружево ручной работы постепенно заменили машинными видами плетения – и оно стало доступным, дешевым, но менее изысканным. Поэтому плетение кружева превратилось в модное хобби – многие любительницы рукоделия научились вязать крючком вещи с полной имитацией знаменитых кружевных узоров. Этот вид вязания до сих пор очень популярен и постоянно развивается.
Однако, кружево постепенно возвращает себе былую славу. В коллекциях самых знаменитых модных домов мира появляются украшенные кружевными узорами платья и костюмы. При этом, из разряда одежды prêt-a-porte кружево переходит в повседневную моду, поскольку в нее возвращается шик, женственность и изысканность. Недаром кружево называют «узором женской души» - без его роскоши, неповторимости и блеска нам сложно представить не только историю человечества, но и историю красоты. Красоты, столь же вечной, изменчивой и неизменной, как кружево.
|